Debian + Openbox

На каждый свой компьютер я обязательно ставлю Unix систему, еще в начале века я полюбил FreeBSD. Удаленный терминал запущенный через несколько SSH-туннелей и безграничная власть root-а над мощным сервером где-то за бугром, романтика.
Но дома да и на работе лень настраивать FreeBSD, тем более на одной из встреч местных линуксойдов мне задарили диск с Ubuntu. Красивые сглаженные шрифты, здоровенные репозитории, и даже автоматическое обновление прямо мечта домохозяйки :)
Все бы хорошо, но с ростом версии дистрибутива, росли и его потребности в железе, финальной точкой для меня стал интерфейс Uniti...


Как известно Ubuntu базируется на Debian и их единственное различие это концепции.
К тому же у Debian самый большой репозиторий + поддержка множества архитектур, а еще Debian это GNU/Linux и даже есть сборка основанная на ядре FreeBSD.

Установка Debian мало чем отличается от установки Ubuntu. Качаем образ и разворачиваем его на фкешку с помощью Universal USB Installer (CD/DVD давно не пользую)

Сначала я поставил Debian с графическим интерфейсом gnome 2, но поиграв перед этим в виртуальной машине с gnome 3 в кривом Linux Mint 12, захотелось выпендриться. Попытка установить gnome 3 закончилась провалом хотя все действия хорошо описаны в Wiki.
Терминал, время 5 утра, разбираться с зависимостями пакетов мне не хотелось и я лег спать.

На следующий день на работе я списался со Slux-ом, у которого опыта общения с Linux системами гораздо больше, он посоветовал мне забавную штуку под названием Openbox.

Цитата http://wiki.debian.org/ru/Openbox:

"Для того, чтобы понять, что такое на самом деле Openbox, важно знать различие между менеджером окон (англ. — Window Manager, WM) и окружающей средой рабочего стола (англ. — Desktop Environment, DE).
Менеджер окон (англ. — Window Manager, WM) — это программа, которая рисует на вашем экране "поле" (англ. — box), в котором запущена программа. Менеджер окон управляет работой окна программы, следит за окном программы и реагирует на действия пользователя в окне программы. Менеджер окон решает, какие использовать оформления окон (темы) и позволяет вам перемещать окна, скрывать их, изменять их размеры, минимизировать их и закрывать их. Менеджер окон управляет событиями от нажатий клавиш для совершения необходимого вам действия, в зависимости от того, на какие клавиши вы нажимаете, чтобы сделать то, что вам потребуется (т.н. закрыть окно программы кликом на кнопку мыши, или переключать окна нажатием на клавиши "Alt+Tab").
С другой стороны, окружающая среда рабочего стола (англ. — Desktop Environment, DE) следит за всем рабочим столом. Она предоставляет сразу: панель задач, системный трей, менеджер входа в систему, дополнительные меню, набор значков для рабочего стола и хранители экрана (screensavers). Окружающая среда рабочего стола может включать в себя также файловый менеджер, текстовый редактор, а также некоторые другие вспомогательные программы, в зависимости от решения разработчиков окружающей среды рабочего стола.
Openbox — это менеджер окон (WM), не окружающая среда рабочего стола (DE). Openbox отвечает только за поддержку окон, которые вы открываете на вашем экране - ничего больше. Это означает, что после установки Openbox, у вас не будет обычного лёгкого и простого доступа к меню для настройки — фона рабочего стола (wallpapers), панели задач или системной панели, или большинства тех или иных безделушек. Тем не менее, на самом деле, менеджер окон (в т.ч. Openbox) предоставит вам платформу (framework) для установки на ваш выбор программ, среди которых вы можете установить и те, которые предоставят вам все вышеописанные безделушки, но в подходящих для вас возможностях программы, стиле и интерфейсе.
Openbox может использоваться как один, без окружающей среды рабочего стола (DE), так и в качестве замены менеджера окон в полной окружающей среде рабочего стола (DE)."

Без DE? Надо попробовать, ведь по сути окошки мне нужны только для обозревателя, IM-мессаджера (Finch мне не понравился) и NetBeans IDE (давно на Windows привык к Visual Studio и редакторы Vim, Emacs вызывают O_O)
Переустановив дистрибутив Debian без пакетов вообще (выбрал только системные), после загрузки я попал в родной терминал. Ну что, логинимся под рутом и понеслась (лично у меня интернет раздается программируемым роутером, поэтому мне ничего не пришлось настраивать до загрузки пакетов).

Перво наперво, почистим список источников пакетов (/etc/apt/sourses.list) убрав оттуда "cdrom" ибо я устанавливал систему с USB флешки, ведь нам нужно, что бы все пакеты загружались из интернета. После этого нужно обновить репозиторий и установить нужный минимум.

#aptitude update
^ обновили

#aptitude install xorg openbox openbox-themes obconf obmenu menu
^ поставили X сервер и openbox

# aptitude install gtk-theme-switch gtk2-engines
^ установили красивые темы оформления кнопочек для GTK

Нажимаем волшебные клавиши Ctrl+Alt+F2 и логинимся под нашим пользователем

$ startx
^ стартуем окошки

Если все прошло успешно увидишь ничего и по нажатию правой кнопкой мыши откроется заветное менюшка с плюшками :)

После установки первым делом я установил Midnight Commander (mc), шрифты и сглаживание оставляли желать лучшего. Придется этим заняться...
Топаем на http://font.ubuntu.com/ и http://www.paratype.ru/public/ скачиваем оба шрифта и пихаем *.ttf файлы в директорию ~/.fonts. Сглаживание шрифтов можно включить по умолчанию в X сервере для этого в домашней директории нужно положить файл ~/.Xresources:

Xft.dpi: 96.5
Xft.hinting: true
Xft.hintstyle: hintslight
Xft.antialias: true
Xft.rgba: none

DPI отвечает за размер шрифта и за само сглаживание, можно конечно подобрать методом тыка, но лично я подсчитал прочитав перед этим эту статью.

Для того что-бы изменить шрифты у программ использующих GTK делаем файлик ~/.gtkrc-2.0 (у меня 2.0 версия) следующего содержания:

style "user-font"
{
   font_name="Ubuntu 10"
}
widget_class "*" style "user-font"


Шрифты openbox можно поменять запустив obconf.
Перезапускаем Иксы если все красиво и вас устраивает на этом можно и остановиться, но лично мне шрифты резали глаза, выход я нашел в этой статье.

Но терминал так и остался корявым, похоже нам нужен другой эмулятор терминала. Мой выбор пал на urxvt он поддерживает сглаженные xft шрифты Unicode и даже псевдопрозрачность.
Вот мои настройки для него (файл ~/.Xdefaults):

URxvt*scrollBar: False
URxvt*saveLines: 5000
URxvt.font: xft:Monospace:style=Regular:size=10
URxvt*geometry: 98x30
URxvt*background: Black
URxvt*foreground: #BBBBBB
URxvt*color0: #000000
URxvt*color1: #aa0000
URxvt*color2: #00aa00
URxvt*color3: #aa5500
URxvt*color4: #0000aa
URxvt*color5: #aa00aa
URxvt*color6: #00aaaa
URxvt*color7: #aaaaaa
URxvt*color8: #555555
URxvt*color9: #ff5555
URxvt*color10: #55ff55
URxvt*color11: #ffff55
URxvt*color12: #5555ff
URxvt*color13: #ff55ff
URxvt*color14: #55ffff
URxvt*color15: #ffffff

Обои рабочего стола я натянул с помощью feh (все описано на страницах wiki.debian.org), и впендюрил панель задач tint2, которую настроил под тему OpenBox-а.



Если понравился мой скриншот, в архиве лежит тема, и настройки tint2. Обоина здесь
blog comments powered by Disqus
сюда туда